19.05.2008

Сивер - лидер рынка!

ВЫТЯНЕМ? Обзор рынка стапелей

На заре ХХ веха автомобиль имел металлическую раму или металлический каркас, который обшивался деревом. Соответственно технология кузовного ремонта зародилась вместе с обретением автомобилем цельнометаллического кузова. Революцию в ней произвело начало применения гидроцилиндра для создания тягового усилия. После этого развитие стапельных систем встало на рельсы ускорения восстановления поврежденного кузова.

Когда речь заходит о способах закрепления автомобиля на стапеле, можно выделить два основных способа. Первый основан на применении зажимов, в которых фиксируются отбортовки кузова. Если конструкция кузова не предусматривает отбортовки, то применяются специальные адаптеры. Второй способ крепления - шаблонный. Кузов фиксируется за технологические отверстия. Каждый из этих способов обладает своими преимуществами и недостатками. В шаблонной системе кузов закрепляется жестче, исключается возможность его повреждения (смещение неповрежденных или уже исправленных контрольных точек). Из этого преимущества следует и вполне логичный недостаток: кузов может быть поврежден таким образом, что его просто невозможно «надеть» на шаблон. По определению, такой принцип подразумевает наличие своей измерительной системы, которая, правда, рассчитана только на нижние контрольные точки кузова. Шаблонные (они же кондукторные) системы достаточно громоздки, на каждую модель требуется свой недешевый шаблон. Поэтому более логично применение таких систем в дилерских технических центрах, специализирующихся на достаточно узком модельном ряде автомобилей. А поврежденные кузовные детали в условиях постоянного потока клиентов, как правило, заменяются на новые. По всем этим причинам большей популярностью пользуются стенды с технологией крепления зажимами. Их отличают универсальность, многие стапели имеют возможность ремонта рамных автомобилей и, что немаловажно, относительно низкая стоимость.

Продавцы стендов для восстановления геометрии аварийных кузовов часто употребляют выражение: «стапель классической американской конструкции. По всей видимости, под этим надо понимать следующее: американским стапелям свойственна платформенная конструкция, очевидно, в силу того, что американцы любят большие автомобили, в частности, рамные пикапы, а они требуют от стапелей большой грузоподъемности. Таким образом, под «классической американской конструкцией» надо понимать стапели платформенного типа. В противовес, что весьма условно, европейские стапели, в силу экономии металла и склонности европейцев к малолитражным автомобилям, чаще имеют рамную конструкцию.

Прежде чем приступить непосредственно к обзору, необходимо обозначить технологию проведения исследования. Оно проводилось путем обзвона, физического обхода автосервисов, также были учтены анкеты, присланные по факсу (отдельная благодарность тем, кто не поленился это сделать - прим. ред.). Выяснилось, что из общего числа опрошенных автосервисов только 13-15% имеют стенд восстановления геометрии кузова. Несмотря на это, мы провели колоссальную работу и довели таки общее количество анкет до 150 штук (100 анкет из московских автосервисов и 50 из Подмосковья). Тем не менее, количество упоминаний, например, измерительных систем в Московской области оказалось меньше ожидаемого уровня. Такую корректировку внесло то обстоятельство, что более четверти автосервисов, расположенных в Московской области, не имеют собственной измерительной системы. Как бы то ни было, редакция журнала РЕМЗОНА благодарит всех руководителей и работников автосервисов, согласившихся нам помочь в нашем неблагодарном деле (если не мы, то кто?) и ответивших на наш опрос.

ris1-2.jpg

Приятная с патриотической точки зрения картина сложилась на рис. 1, 2. Не так часто в наших обзорах диаграммы отображают лидерство отечественного автосервисного оборудования. В данном случае отечественный брэнд SIVER держит лидерство как на московском рынке стендов для исправления геометрии кузовов и рам аварийных автомобилей, так и на подмосковном. Результат лидера в Москве -24,3% и 18,8% в Подмосковье.

Безусловно, главный козырь SIVER - цена. А то, что производитель и продавец совмещены в одном лице, избавляет потребителя от ненужных проволочек во время обслуживания. Замена испортившихся деталей занимает около двух недель. Немаловажную роль в успехе SIVER сыграло почти двадцатилетнее присутствие на рынке и вход в отрасль в период сильного дефицита гаражного оборудования.

Если выделить на диаграммах долей брэндов и производителей стапелей общую долю отечественных производителей (естественно, включая ответ «ОТЕЧЕСТВЕННЫ И»), то в подмосковном регионе получается доля в 37,6% - больше трети рынка! Московский результат отечественных производителей стапелей слабее, но тоже радует глаз - 30,5%. Однако расслабляться нашим соотечественникам ни в коем случае нельзя, поскольку иноземные производители отнюдь не дремлют! В затылок SIVER дышит шведский брэнд CAR-O-LINER. Благодаря большому количеству инноваций и использованию самых современных методов кузовного ремонта, оборудование CAR-О-LINER рекомендовано всеми известными производителями автомобилей для установки на дилерских станциях. Несмотря на высокую стоимость (от 660 тыс.руб.) брэнд занял 18,4% среза московского рынка и 4,2% рынка Подмосковья, таким образом, получив второе и четвертое места нашего обзора, соответственно. Следом за CAR-О-LINER, занимая третью позицию, идет финский производитель AUTOROBOT (11,7% и 4,2% рынка Москвы и Московской области соответственно). Это старожил отечественного рынка стендов для исправления геометрии кузовов. Брэнд AUTOROBOT стал именем нарицательным. Часто стапели так и называют - «робот». Финны выделяются среди своих импортных конкурентов весьма привлекательной ценой - от 166 тыс.руб.

AUTOSTAPEL - амбициозный отечественный брэнд, принадлежащий ООО НПО «Звезда». Интересные технические решения, удачное сочетание цены и качества привели AUTOSTAPEL к шестому месту на московском срезе рынка стендов исправления кузовов и доле в 2%. Амбиции AUTOSTAPEL простираются даже в сторону производства электронных измерительных систем. Представители производителя поведали нам, что опытный образец уже действует, и в данный момент программисты «пишут» программное обеспечение, следовательно, ждать выхода системы осталось не так долго.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на ответе «САМОДЕЛЬНЫЙ». 8,7% респондентов в Москве и 14,6% подмосковных ответили, что пользуются стендами, не произведенными на заводах. Это только лишний раз свидетельствует о том, что стапели до сих пор остаются достаточно дорогим оборудованием даже для московского региона. Можно с уверенностью заявить, что по мере удаления от Москвы доля самодельных стапелей будет увеличиваться.

ris3-4.jpg

Переходя к срезу рынка популярности разных типов измерительных систем, используемых для определения координат контрольных точек кузова, одного взгляда на диаграммы (рис. 3, 4) достаточно, чтобы заметить низкую распространенность электронных измерительных систем. Безусловно, такие системы точны, удобны и наглядны в использовании (процесс исправления кузова может отражаться на мониторе системы в реальном времени), но по-прежнему остаются дорогостоящими. Цена такой системы может легко перевалить рубеж в один миллион рублей. Однако «на помощь» продавцам оборудования приходят страховые компании, требующие от своих партнеров распечатки, отражающие характер повреждений автомобиля. Так или иначе, в Москве электронные измерительные системы отвоевали 15,9% рынка, а в Московской области - 8,9%. Что показательно, более четверти подмосковных сервисов (26,7%) не имеют специальной измерительной системы, а вполне обходятся линейками, рулетками и т.п. В Москве этот показатель ниже - 16,8%. Естественно, что в силу приемлемой цены и достойной точности измерений, самый популярный тип измерительных систем и в Москве, и в области - механический. Срез рынка демонстрирует показатель 67,3% и 64,4%, соответственно.

Среди производителей электронных систем на московском рынке правят балом измерительные системы CAR-O-LINER. Несмотря на их высокую стоимость, исследование выявило долю в 30,8%. Вероятно, что такое влияние оказала омологация измерительных систем CAR-O-LINER ведущими автопроизводителями. Кроме того, CAR-O-LINER утверждает, что обладает самой обширной в мире базой данных. Неудивительно, что цены на измерительные системы CAR-O-LINER кусаются. Электронные системы предлагаются в пределах от 925 до 1147 тыс. руб. Стоимость механической системы значительно ниже - «всего» около 260 тыс. руб.

ris5-6.jpg

Срез рынка измерительных систем Подмосковья выявил другого лидера - французскую компанию СЕLЕТТЕ - 24%. Рынок измерительных систем Москвы французская фирма охватила на 12,3%, а второе место в Подмосковье заняли уже известные нам финны (AUTOROBOT- 18,5%). Их электронные измерительные системы отличают демократичные цены -от 140 до 730 тыс. руб. Механическая система контроля геометрии кузова по нижним точкам стоит порядка 143 тыс. руб., для измерения верхних и нижних точек - 246 тыс. руб.

CHIEF, широко известный производитель из Америки, обосновался на втором месте в Подмосковье (16%) и на пятом месте московского рынка (3,1%). Электронные измерительные системы этого производителя обойдутся покупателю в сумму от 746 до 929 тыс. руб.

ris7-8.jpg

Возраст стендов исправления геометрии аварийных кузовов достаточно разношерстен. В Подмосковье стапели чаще всего, исходя из рис. 7, 8, покупались в 2007, 2004, 2003, 2002, 2000 годах (по 11,4%). Абсолютно «свежих» стендов исправления геометрии кузовов 2008 года и в Москве и в Подмосковье совсем немного - 1% и 2,3%, соответственно. Совокупная доля стапелей девяностых годов выпуска и старше в Москве 17,1%, в Московской области - 20,3%.

В заключительной части данного обзора приводится небольшой прогноз развития рынка оборудования, предназначенного для исправления геометрии кузовов аварийных автомобилей. Безусловно, с ростом парка транспортных средств (прогнозы на ближайший три года более чем оптимистичные) во всех крупных городах и мегаполисах страны, будет расти парк стапелей. Однако можно предположить, что структура его будет изменяться. Продажи новых стапелей высокой грузоподъемности платформенной конструкции (это в первую очередь американские модели тяжелого класса») будут снижаться. Рынок будет еще в большей степени ориентирован на легкие рамные стенды исправления геометрии кузова. Такой вывод можно заключить из следующей тенденции. Развитие рынка страховых услуг приводит к тому, что ремонт тяжелых и особо тяжелых повреждений в условиях конвейерного ремонта становится экономически не оправданным ни для дилерских станций технического обслуживания, ни для страховых компаний (затраты слишком высоки). Сильно поврежденный автомобиль проще отправить под списание, или «оттоталить», выражаясь жаргоном страховщиков. Эта тенденция также указывает на то, что доля измерительных систем электронного типа также будет расти, поскольку СТО не сможет работать со страховыми компаниями, не имея возможности предоставить распечатку замеров повреждений кузова автомобиля.  

ris1-2.jpg
Ремзона. май 2008


Теги:  2008 / Новости сайта / Рихтовочные стенды / Статьи в прессе

Возврат к списку