06.03.2015

Устройство для установки лонжеронов

Значительная часть работ по восстановлению геометрии кузова аварийного автомобиля связана с установкой на него новых элементов силового каркаса. Примером таких работ является замена деформированного лонжерона.

Прежде чем приварить лонжерон к моторному щиту, его нужно точно расположить и зафиксировать в пространстве относительно других частей кузова. В этом и заключается основная сложность. Точность расположения лонжерона – важный критерий. Именно лонжероны являются базовыми элементами для целого ряда навесных деталей и агрегатов, таких как двигатель, подрамник, рамка радиатора, балка бампера и т.п. Правильность положения этих элементов напрямую зависит от того, насколько точно был приварен лонжерон.

Традиционно для точного расположения элементов силового каркаса автомобиля на стапеле использовались только стенды кондукторного типа, оснащенные прецизионной рамой и шаблонной системой фиксации (система джигов). Такой возможности были лишены универсальные платформенные стенды для правки кузовов, которые в последнее время получили широкое распространение благодаря ряду преимуществ - удобство установки автомобиля и настройки направления вытяжки, доступная цена. В тоже время,после приварки корня лонжерона к основной части кузова без использования кондуктора, требовалась последующая коррекция положения незакрепленного конца лонжерона. Направление и величина необходимой коррекции становилась понятной после "примерок" деталей, сопрягаемых с лонжероном. Естественно, такие примерки и последующие правки существенно замедляют ремонт.

С целью повысить эффективность работ на платформенном стапеле при установке кузовных деталей специалисты завода ЗАО «Сивер» разработали специальное приспособление – «Устройство для установки лонжеронов» (УУЛ). Дебютная модель УУЛ-01 была представлена на специализированных выставках «ИНТЕРАВТО» и "Automechanika 2014" прошедших осенью 2014 года.

УУЛ-01 представляет собой универсальную стойку, которая позволяет закрепить лонжерон, переместить его непосредственно к сопрягаемым поверхностям на основной части кузова и зафиксировать в нужном положении.

В состав УУЛ входят (Рис. 1): основание (1), каретка (2), основная стойка (3) и вспомогательная стойка (4), установленная на рычажном подхвате (5).

Основная стойка устанавливается непосредственно в каретку, а вспомогательная стойка - в направляющую на рычажном подхвате. Обе стойки оснащены резьбой и шкалами с ценой деления 1 мм. Аналогичные шкалы имеются также на основании, каретке и рычажном подхвате. Основание устройства притягивается к стапелю болтами, проходящими сквозь отверстия в его платформе. Расположение основания на платформе выбирается с дискретностью шага отверстий в платформе стапеля.

Основная стойка устанавливается непосредственно в каретку, а вспомогательная стойка - в направляющую на рычажном подхвате. Обе стойки оснащены резьбой и шкалами с ценой деления 1 мм. Аналогичные шкалы имеются также на основании, каретке и рычажном подхвате. Основание устройства притягивается к стапелю болтами, проходящими сквозь отверстия в его платформе. Расположение основания на платформе выбирается с дискретностью шага отверстий в платформе стапеля.

Крепление лонжерона осуществляется с помощью различных адаптеров (Рис. 2), которые с одной стороны устанавливаются в гнезда стоек устройства, а с другой – непосредственно в отверстия лонжерона. Это могут быть отверстия для крепления подрамника, рамки радиатора, балки бампера или технологические отверстия. Они могут располагаться как на вертикальных, так и на горизонтальных поверхностях лонжерона, быть с резьбой или без резьбы.

На фотографиях (3-5) показаны различные варианты крепления фрагмента лонжерона автомобиля Ford Focus 1 на УУЛ-01, установленного на платформу стенда для правки кузовов Siver EL.

Перемещение основной стойки устройства в горизонтальной плоскости обеспечивается скольжением каретки по основанию. Основание оснащено шлифованными салазками, что и обеспечивает плавность скольжения.

Прочный винтовой домкрат основной стойки дает возможность настроить высоту точки крепления лонжерона. Для основной стойки предусмотрены удлинители различной высоты, позволяющие также расширить пределы регулировки по высоте.

В справочной литературе по кузовному ремонту координаты контрольной точки задаются обычно в виде нескольких расстояний до характерных точек кузова, расположенных на других деталях или непосредственно в виде значений трех координат в системе координат, связанной с кузовом. Размеры, заданные первым способом можно проконтролировать телескопической линейкой. Второй способ, более универсальный и достоверный, предусматривает применение измерительной системы.

Настройка положения детали становится наиболее удобной если УЛЛ использовать вместе с измерительной системой SIVER DATA. В процессе позиционирования система контроля геометрии кузова SIVER DATA в режиме реального времени измеряет координаты контрольной точки, сравнивает их с картой размеров выбранной модели автомобиля и наглядно отображает ее отклонения от требуемого положения. Если отверстие лонжерона используется для крепления на УУЛ и центр его является контрольной точкой, то для измерения его координат не требуется снимать деталь со стойки достаточно установить светодиодную указку системы SIVER DATA (поз. 8, Рис. 1) в измерительный адаптер (поз. 7) и повернуть светодиоды в сторону видеокамер системы. Программа автоматически вычислит координаты центра крепежного отверстия. Измерительный адаптер может быть установлен как на основной стойке, так и на стойке подхвата.

Совместная работа электронной измерительной системы SIVER DATA и УУЛ-01 делает процесс настройки положения лонжерона простым и удобным. Для этого необходимо выполнить несколько простых шагов:

  1. Выбрать модель автомобиля из базы данных системы.
  2. Измерить координаты нескольких контрольных точек кузова ремонтируемого автомобиля, коснувшись их наконечником светодиодной указки.
  3. Найти подходящее отверстие на устанавливаемой детали (координаты центра этого отверстия должны быть указаны в базе данных контрольных точек автомобиля) и закрепить его на адаптере стойки устройства.
  4. Закрепить в измерительном адаптере светодиодную указку.
  5. Следуя указаниям системы, настроить положение адаптера в горизонтальной плоскости и по высоте.

Во время настройки измерительная система в режиме реального времени отображает текущее положение выбранной контрольной точки относительно требуемого в соответствии с картой размеров конкретной модели автомобиля.

После настройки положения каретки и подхвата в плоскости стапеля их нужно зафиксировать. Для этого достаточно затянуть зажимные болты. Для затягивания и отвинчивания болтов зажима каретки и подхвата, а также болтов крепления основания и удлинителя основной стойки потребуется лишь один ключ – шестигранник на 14 мм. Регулировки по высоте фиксируются контргайками на основной и вспомогательной стойке.Основная стойка УУЛ-01 может жестко фиксироваться с помощью талрепов (Рис. 3, Рис. 5).

Инженеры ЗАО "Сивер"надеются, что устройство для установки лонжеронов будет полезным многим специалистам кузовного дела.


Теги:  2015 / Новинки

Возврат к списку