23.02.2015

Мастер делал раму

Кузовной ремонт грузовиков включает два разных вида — ремонт кабин и ремонт рам. Последний требует особой тща­тельности и опыта выполняющих эту работу кузовщиков.

img143.jpg

Рамная конструкция грузовых автомобилей придает жесткость грузо­викам, позволяя им перевозить тяже­лые грузы даже по ухабистым и неровным дорогам. Как справедливо сравнил один из наших спикеров, рама - это позвоночник автомобиля. Любое ее повреждение чревато снижением ходовых качеств, уменьшением управляемости и, как следствие, делает грузовик попросту опасным. Поэтому ремонт этих деталей - операция весьма ответственная и непростая. Сложность такого ремонта еще и в том, что рамы отличаются огромной прочностью. Отрихтовать их с помощью молотка однозначно не получится.

Ремонт потребует приложения к раме огромных усилий, что без специального оборудования сделать довольно проблематично. При этом спрос на ремонт рам высок. Даже сейчас, в условиях, когда многие жалуются на сокращение производства (а может быть, наоборот, именно сейчас), все больше автосервисов идут по пути расширения сферы оказываемых ими услуг в направлении именно ремонта рам грузовиков. Об этом свидетельствует тот факт, что при общем снижении рынка автосервисного оборудования спрос на оборудование для ремонта рам не только не падает, но даже и возрастает.

Дмитрий Туманов, начальник производства ЗАО «Сивер» — Спрос на оборудование для ремонта рам только растет. Что, в общем, и понятно. Количество грузовиков разных марок увеличивается, все новые бренды открывают в России свое производство. Поэтому сервисы стараются забрать эти машины к себе. Практически в любом крупном городе сейчас уже есть производство по кузовному ремонту грузовиков. Так что мы ожидаем роста продаж грузовых стапелей, предназначенных для ремонта рам. Тем более что в России пока еще такого оборудования мало. Битые машины восстанавливают сейчас за счет замены поврежденной части деталью, снятой с грузовика-донора, либо рамы правятся кустарными методами. 

Как уже говорилось, в случае с рамами это является делом крайне рискованным. А починить поврежденный грузовик с учетом всех технологических требований автовладельцев — сейчас возможностей маловато. И это при том, что повреждения рам встречаются сплошь и рядом.

Василий Зыков, ведущий технический специалист ООО «Нео Трак»' — Рама грузовиков достаточно часто подвергается повреждениям. Основных причин две: ДТП и перегрузка. Из них первенствуют, конечно, дорожно-транспортные происшествия. При мало-мальски сильных авариях рама деформируется практически всегда, в то время как перегрузить грузовик до того, что у него поведет раму, - это надо сильно постараться. Особенно если учесть, что при перегрузе в первую очередь страдает подвеска. Как правило, она первой выходит из строя. Тем не менее повреждения рам из-за неправильной эксплуатации автомобилей тоже не являются исключительными.

К сожалению, нередки случаи, когда рамы грузовиков, а еще чаще — прицепов и полуприцепов деформируются и при допустимой нагрузке из-за заводского брака, что тоже приводит к увеличению спроса на ремонт. Поэтому компания, которая может организовать у себя в цеху такой ремонт, имеет все шансы расчитывать на приток клиентов. Однако для этого ей придется, с одной стороны, серьезно переоборудовать производство, а с другой - решить вопрос с квалифицированными кадрами. Ремонт рам имеет свою специфику, поэтому желательно, чтобы за него брались рабочие, имеющие опыт работы именно с грузовиками.

Технология же ремонта в поверхностном описании выглядит примерно следующим образом. Сперва производится разборка грузовика. Насколько она будет полной - зависит от масштабов и места повреждений. Если рама деформирована в районе кузова - нет необходимости демонтировать кабину и агрегаты. Нужно лишь снять все навесное оборудование, закрепленное в районе повреждений. Если же повреждение затронуло и передний отсек рамы, то без полного демонтажа кабины не обойтись. Затем производятся осмотр автомобиля и оценка степени повреждения. На этом этапе важно понять, имеет ли смысл прикладывать усилия к восстановлению рамы или же правильнее заменить ее новой.

img144.jpg

Василий Зыков: — При существенной деформа­ции и потери геометрии рамы не­обходимо ее заменить. Также раму не стоит ремонтировать, если про­изошло параллельное смещение продольных лонжеронов рамы. Та­кое повреждение влечет за собой возникновение целого ряда про­блем, связанных с управляемостью, а следовательно, и с безопасностью грузового автомобиля. Ремонт же, как правило, не позволяет полно­стью восстановить первоначальную жесткость конструкции, особенно в режимах скручивания (например, при диагональном проезде препят­ствия груженым автомобилем).

Если же в результате первичного осмотра принимается решение о ре­монте, автомобиль устанавливают на стапель и производят его обмер. На современном оборудовании он осуществляется электронными мето­дами, на более простом - с помощью специальных линеек. Задача - вы­явить нарушения геометрии рамы и другие повреждения, определить точки приложения усилий. После этого можно приступить непосред­ственно к ремонту.

Василий Зыков: — Сперва правится то, что легче вытянуть. И лишь потом уже произ­водятся сложные работы. При необ­ходимости раму нагревают.

Вытяжение рамы осуществляет­ся с помощью специальных сило­вых механизмов, которые крепят­ся на поврежденные участки рамы и позволяют приложить к ним ог­ромные направленные усилия При этом производится постоян­ный контроль геометрии. Если рама имеет механические повреждения, которые можно исправить сваркой, проводятся сварочные работы Некоторые части рамы могут быть в ходе ремонта заменены новыми.

Василий Зыков: — В раме грузовика существует возможность заменить отдельные части (кронштейны, поперечины) Однако при этом нужно помнить, что рама — как позвоночник у чело­века, и существенного вмешатель­ства она не выдержит. Поэтому если рама значительно деформирована, лучше ее заменить в сборе.

После того как рама выправлена, проверяются углы остановки колес, причем обязательно нужно прокон­тролировать соосность мостов. Ремонт завершается рихтовкой, под­готовкой рамы к покраске, самой покраской и сушкой. И наконец -монтажем на нее всех снятых ранее деталей и навесного оборудования.

Василий Зыков: — На выправление рамы, имею­щей повреждения в трех плоско­стях, требуется около 4 часов.

Гораздо больше времени прихо­дится на монтаж-демонтаж, рихтов­ку, покраску и пр. Поэтому в сред­нем на весь ремонт в целом уходит, как правило, несколько дней. К ним смело можно добавить время на по­ставку запасных частей, при этом желательно, чтобы они были ори­гинальными.

Василий Зыков: — При ремонте рам лучше ис­пользовать оригинальные запчасти и материалы, так как рама испыты­вает огромные нагрузки. И лучше тут не рисковать.

Особых проблем с запчастями быть не должно. Достать в доста­точно короткие сроки сейчас мож­но практически любые, по крайней мере если речь идет об автомо­билях, официально поставляемых в нашу страну.

Василий Зыков: — Найти запасные части и ма­териалы на большинство автомо­билей не составляет труда. Хотя, конечно, гораздо проще найти нужную деталь для автомобилей, которые официально поставляются в нашу страну и являются массо­выми.

Сервис, занимающийся ку­зовным ремонтом грузовиков, а тем более — ремонтом их рам, должен быть соответствующим обра­зом оснащен. Очевидно, что стан­дартное кузовное оборудование, которое используется для ремон­та легковых машин, в этом случае окажется бесполезным.

Дмитрий Туманов: — На легковом стапеле чинить грузовую раму нельзя. Существен­ное отличие технологии (легковой кузов закрепляется на стапеле, гру­зовая рама - нет) уже само по себе не позволяет использовать легковой стапель для ремонта грузовиков. Но и без этого грузовое оборудова­ние коренным образом отличается от легкового. Во-первых, сущест­венно разнятся габариты стапелей. Во-вторых, обязательно требуется специальное силовое оборудо­вание. Если для легковых машин за глаза хватает 10 т, то для ремонта грузовиков используются силовые установки около 25 т. Кроме того, для ремонта рам требуется оборуование для индукционного нагре­ва. Во многих случаях при правке металл рамы сперва разогревается в определенном месте для того, что­бы его стало легче тянуть. И только после этого правится. 

img146.jpg

Если говорить о стапелях, то их подбирают исходя из макси­мального веса и габаритов обслу­живаемой техники. Обычно у сервиса есть два пути: либо подобрать интересующий его вариант из раз­личных стандартных предложений, либо заказать стапель «под себя» Во втором случае срок поставки уве­личится, да и не все производители стапелей предоставляют такую услу­гу. Соответственно,будет ограничен выбор. Однако при таком подходе можно приобрести оборудование практически под любые задачи.

img147.jpg

Дмитрий Туманов: — Стапель можно сделать лю­бых габаритов, под конкретный за­каз покупателя. Однако есть и опре­деленный стандарт. Если говорить о выпускаемом нами оборудованим, то стандартным является стапель размером 5 х 11 м. Он представляет собой участки из сваренных двутав­ров, с двумя прилагаемыми силовы­ми устройствами. Одно - подвижное, второе — стационарное. Плюс два грузовых домкрата для подъе­ма рамы или участков рамы. К ним в качестве дополнительных опций можно прикупить различные удли­нители, подставки, струбцины и пр.

Кроме того, грузовой стапель предъявляет определенные требо­вания к помещению, в котором он устанавливается. Прежде всего, оно должно быть достаточным по пло­щади для того, чтобы раму вместе с шасси было комфортно устанав­ливать на стапель. Правда, стапели для рам грузовиков обычно бы­вают напольного типа и монтиру­ются стационарно на уровне пола, что в определенных пределах эко­номит место.

Дмитрий Туманов: — В пол бетонируется сварная сборная конструкция, под кото­рую конечный клиент должен под­готовить углубление в полу около 200 мм. Она собирается из кус­ков, как конструктор, и заливает­ся бетоном, а отдельные ее части еще и стягиваются болтами между собой. Получается установка практически на уровне пола, что эконо­мит пространство в цеху.

Однако смонтировать такой ста­пель можно лишь в помещении, в котором есть возможность заглубиться на эти самые 200 мм.

Кроме стапелей может потребо­ваться и другое специальное обору­дование. Так, Василий Зыков добав­ляет: «При ремонте рам грузовиков используются также гидравлические прессы разных конфигураций»

Нельзя сказать, чтобы рынок га­ражного оборудования был завален стапелями для ремонта рам гру­зовых автомобилей. Даже у круп­ных поставщиков оборудования для автосервисов, предлагающих товары в большом ассортименте, таких стапелей может не оказать­ся в прайс-листе. Те же, кто торгует ими, предлагают своим клиентам, как правило, лишь одну-две моде­ли - стапели западноевропейского либо китайского производства. Есть и отечественные разработки. Понят­но, что дорогие европейские устрой­ства более функциональны, в ком­плект поставки у них входит больше всего полезного. Но, по большому счету, со своими основными зада­чами в равной мере справляются все стапели. Да и с точки зрения надеж­ности откровенно некачественного оборудования на рынке нет. Те же отечественные устройства произво­дятся на современном оборудовании из вполне качественного материала. При этом разница в цене между ев­ропейскими и отечественными стан­ками — почти что двоекратная.

Таким образом, при покупке ста­пелей необходимо в первую очередь обращать внимание на их габаритные показатели, ассортимент прилагаю­щихся к ним дополнительных при­способлений и соотносить это с це­ной. Что же касается качества, то им определяется, скорее, комфорт рабо­ты и больший функционал оборудо­вания, но не надежность устройств. Поэтому оборудование премиально­го класса в первую очередь должно заинтересовать тех, кто имеет боль­шие объемы производства и для кого важна высокая производительность. Многие же некрупные сервисы могут с чистой совестью сэкономить и при­обрести те же отечественные стапели, не беспокоясь при этом о качестве приобретенных устройств.

img148.jpg

Дмитрий Верещагин. Новости Автобизнеса, январь-февраль 2015


Теги:  2015 / Статьи в прессе

Возврат к списку